Tkpled.ru

Узористый проект

Медиаграмотность
Медиаведение
Понятия
Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст
Массмедиа • Медиапространство
Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла
Новые медиа • Альтернативные медиа • Социальные медиа • Медиамагнат
Исследователи
Маршалл Маклюэн • Гарольд Иннис • Лоренц Энгель
Николас Негропонте • Ноам Чомски • Валерий Савчук  • Александр Фёдоров
Направления использования
Медиаграмотность • Медиаобразование· Трансмедиация
Мониторинг СМИ • Медиаискусство
Право масс-медиа • Рамочный анализ • Медиабрендинг
Учреждения
Всемирная газетная ассоциация • Институт информационного, телекоммуникационного и медиа права
п·о·р

Медиаграмотность  — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.

В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах (и причины таких действий тоже), а также понимать структурные элементы — такие как владелец медиа, их модель финансирования, — влияющие на информацию.

Медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиа сообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа.

Задача медиаграмотности — в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию (особенно в рекламе и PR), а также помочь людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.

Медиаграмотность является частью медиаобразования.

История

Медиаобразование появилось как инструмент защиты от вредных эффектов и трендов медиа. Первой страной, которая использовала эту парадигму, была Великобритания в 1930-х годах. В 1960-х с отрицания медиа переключились на возражения и критику различных видов медиа и популярной культуры. В 1980-е пришло понимание, что идеологическая сила медиа пришла с натурализацией изображения; конструируемые сообщения исчезли, так как подпали под категорию натуральных. Интерес в медиаграмотности связан с потреблением изображений и картинок, — так. наз. изобразительная парадигма.

В Великобритании и Австралии медиаграмотность — отдельный курс в комплексе гуманитарных предметов.

В других странах Европы медиаобразование принимало различные формы. В Финляндии оно вошло в перечень предметов средней школы в 1970 году, а в вузы — в 1977 году. Но только в начале 90-х этот курс трансформировался в медиаобразование в современном понимании. В Швеции он является обязательным с 1980 года. Во всех скандинавских странах к началу 90-х медиаобразование отошло от морализаторства к исследовательскому подходу и поставило в центре личность ученика.

История медиаобразования в России восходит к 1920 году. Первые попытки преподавать медиаобразование, с энергичным акцентом на коммунистической идеологии, появились в 1920-х годах, но были остановлены Сталиным. Конец 1950-х — начало 1960-х годов был временем возрождения медиаобразования в средних школах, университетах, внешкольных детских центрах (Москва, Ленинград, Воронеж, Самара, Курган, Тверь, Ростов-на-Дону, Таганрог, Новосибирск, Екатеринбург и др.), проводились семинары и конференции для учителей. В то время, когда в Западном полушарии происходило интенсивное переосмысление подходов образования к СМИ, в России 1970-1980-х годах медиаобразование все ещё развивается в эстетической концепции. Среди важных достижений 1970-х — 1990-х годов: первые официальные программы по кино- и медиаобразованию, опубликованные Министерством образования, экспериментальная теоретическая и практическая работа по медиаобразованию О. Баранова (г. Тверь), С. Пензина (Воронеж), Г. Поличко, У. Рабиновича (г. Курган), Ю. Усова (Москва), Александра Федорова (Таганрог), А. Шарикова (Москва) и других. Важными событиями также стали регистрация новой специализации (с 2002) для педагогических вузов — «Медиаобразование» (№ 03.13.30), а также запуск нового учебного журнала «Медиаобразования» (январь 2005 г.), частично при поддержке программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Кроме того, были созданы интернет-сайты Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики (русская и английская версии). Принимая во внимание тот факт, что ЮНЕСКО определяет медиаобразование как приоритетное направление культурно-образовательного развития в 21 веке, медиаграмотность имеет хорошие перспективы в России.

Литература

  • Fedorov, Alexander (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. LAMBERT Academic Publishing, 364 p.


Медиаграмотность.