Tkpled.ru

Узористый проект

Мантия
Святитель Иоанн Тобольский в мантии

Мантия (греч. μανδύη — «шерстяной плащ») — часть торжественного облачения монарха, служителей церкви, некоторых категорий чиновников (в частности, у судейсудейская мантия), а также учёных и преподавателей (академическая одежда).

Содержание

Королевская (императорская) мантия

Королевская (императорская) мантия – торжественное облачение монарха. Как правило, шилась из бархата и подбивалась горностаевым мехом. Цвет бархата зависел от основного геральдического цвета государственного герба, но в большинстве случаев был пурпурного (тёмно-красного) цвета. Бархатная поверхность мантии расшивалась золотом. Узор был наполнен глубоким символическим смыслом. Также использовались геральдические фигуры государственного герба. По своей форме мантия представляет полукруг, без рукавов, с длинным шлейфом.

Российская императорская мантия

Мантия золотого бархата подбитая горностаевым мехом с длинным шлейфом. Расшита геральдическими орлами государственного герба Российской империи.

Австрийская императорская мантия

Мантия пурпурного бархата, подбитая горностаевым мехом, по подолу расшитая золотыми лавровыми и дубовыми ветвями, а по поверхности небольшими изображениями золотых двуглавых коронованных орлов. Украшена золотыми шнурами с золотыми же кистями.

Облачение монашествующих

В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих как имеющих церковный сан (архиеерев, архимандритов, иеросхимонахов и др.), так и простых монахов (не ниже малосхимников); а также архиереев которые не являются монахами (греческая традиция). Представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, у архимандритов и архиереев — со шлейфом, (у архиереев шлейф длиннее), покрывающую подрясник и рясу. Возникла как монашеское облачение в IV—V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.

Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.

Патриарх Кирилл в зелёной мантии
Патриарх Феофил в красной мантии

Мантия у архимандритов чёрная, как у всех остальных монашествующих. В Русской Православной Церкви у Московского Патриарха — зелёная, у митрополита — голубая, или синяя, у архиепископа и епископа — фиолетовая. Во время Великого поста надевается такая же мантия, только чёрная (независимо от архиерейского сана). В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Православных Церквях все архиерейские мантии - алого или пурпурного цвета, независимо от титула архиерея, (будь он Патриархом, Архиепископом, Митрополитом или Епископом). То же относится и к Мелькитской Католической Церкви. В Сербской, Болгарской и Польской Православных Церквях, а также в Православных Церквях Америки и Чешских земель и Словакии "цветовая гамма" мантий в целом соответствует системе, принятой в Русской Православной Церкви. Кроме того, во всех Православных Церквях, мантия епископа, как и мантия архимандрита, имеет так называемые скрижали. Скрижали — это четырёхугольные платы, размещаемые на верхней части мантии с изображением крестов или серафимов, и с инициалами архиерея или архимандрита — на нижней. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими. На мантию архиерея нашиваются сверху в три ряда белые и красные ленты из другой ткани, так называемые «источники» или «струи». Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое — обязанность епископа. Мантия надевается архиереем при входе в храм, на литию, молебны, а также во время торжественных процессий и церемоний.

Монашеская мантия (игуменская, а также иеромонаха, иеродиакона), называемая «палием» в основном, чёрная. Имеет сорок складок, по числу дней поста Господня, символизируя постническую жизнь монаха. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. В древности для келейного пользования применялась полумантия (до пояса), которую ещё можно в некоторых монастырях встретить и сейчас.

У старообрядцев, мирянин, надевший мантию даже в шутку, считался уже постриженным в монахи.

См. также

Литература

  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М.: Издательский Совет РПЦ.

Мантия.