Tkpled.ru

Узористый проект

Деловая журналистика

Делова́я журнали́стика (англ. Business journalism) — профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям властей (включая и «чётвертую») и деловых кругов обсуждать насущные вопросы[1]. И тематически, и по приёмам деловая пресса позиционирована как антипод такому направлению журналистики как жёлтая пресса[2]. Бизнес-журналисты призваны обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы (в том числе из разряда статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса. Минусом является заметное расхождение интересов читательской аудитории и интересов издателей[3].

Учитываются три группы факторов[4]:

  • 1) объектно-предметные наполнение (все сферы общественной и частной жизни «в формате реализации в этих сферах отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления факторов производства… стоимостей, предметов производственного и непроизводственного потребления (товаров и услуг)»;
  • 2) методы, то есть подходы к подаче информации, когда базисным субъектом выступает аудитория, вторичным — работник СМИ;
  • 3) характер аудиторий, с которыми пресса реализует коммуникативные отношения, т. н. homo economicus (условное понятие, представление о читателе как рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы по принципа извлечения прибыли).

Содержание

История

Начало такого рода журналистика ведёт со Средневековья, когда известные купеческие семейства общались между собой [5].

В 1882 году Чарльз Доу, Эдвард Джонс и Чарльз Бергстрессер организовали службу доставки новостей в инвестиционные компании Уолл-стрита [5], а в 1889 году стало выходить старейшее издание деловой тематики The Wall Street Journal[5].

Первым деловым журналистом считают Айду Тарбелл, которая в начале века писала о нефтяном гиганте Standard Oil[6]. Среди продолжателей её традиций называют Ричарда Ламберта, одного из редакторов Financial Times, создавшего школу журналистики, «выпускники» которой специализировались на экономике, бизнесе, финансах и маркетинге.

Журналистика этого направления развилась в планетарных масштабах в 90-х прошлого века.

В Интернете жанр представлен биржевой, статической, экономической информацией.

Деловые издания, ориентированные на тех, чья профессиональная деятельность требует постоянного обращения к коммерческой и финансовой информации, реализуют следующие функции [7]:

  • анализ главных событий в стране, их влияние на деловую жизнь;
  • обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;
  • распространение делового опыта;
  • формирование идеологии бизнеса.

Социальные функции

Жанр отличает не просто специализированная информация деловой тематики, но особый, специальный взгляд на информацию вообще. В деловой периодике освещаются и политические события и новости из сферы культуры, однако, подаются они с прагматической точки зрения, в контексте того, как они могут повлиять на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров. Особенности аудитории диктуют требования к информации. Деловых людей, график которых весьма плотен, интересуют не слухи шоу-бизнеса, а события, влияющие на развитие бизнеса, объективный анализ социально-политических проблем. Аналитическую функцию, наряду с информационной, считают важнейшей функцией бизнес-прессы [4].

Деловая журналистика в России

В России жанр оформился много позднее, что постулировало недостатки, которые отмечали даже отечественные эксперты[8]:

Будем честными, российская деловая журналистика во многом напоминает яркие рассказики «об ударниках капиталистического труда». Впрочем, это характерно было долгое время и для западной журналистики. Мы научились брать интервью большей частью в жанре «История успеха», привыкли писать о фигурантах бизнеса, рапортуя об их успехах или лишь когда они добиваются успеха.

Период с 1991 по 1996 годы принято считать временем становления системы деловых журналов в нашей стране: появляются деловые журнальные издания — «КоммерсантЪ Weekly», «Профиль» и «Эксперт». Тогда же происходит активное развитие отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу XX века формируется разветвлённая система деловой периодики: процессы, сходные с теми, что происходили в стране в начале века.

Профессия аналитика деловой периодики — одна из самых дефицитных в отрасли[9][10], хотя и считается скучной [11]. Самым известным российским представителем описываемого жанра был Пол Хлебников, первый главный редактор российской версии журнала «Форбс».

Наиболее влиятельные игроки на отечественном рынке деловой прессы: ИД Ъ (который создал Владимир Яковлев[12]) и Издательский дом Родионова (деловую группу которого возглавлял Евгений Ю. Додолев[13]).

Российские деловые журналы (менеджмент)

ИЗДАНИЕ Издатели и/или главные редакторы Год основания (закрытия), собственник
Российская версия BusinessWeek Издательские директора: Алексей Волин (2005—2006), Евгений Ю. Додолев (2006—2008) 2005-2008,
Издательский дом Родионова
Российская версия SmartMoney Издатель Екатерина Сон 2006-2009,
Independent Media Sanoma Magazines
Российская версия Forbes Главные редакторы: Пол Хлебников (2004), Максим Кашулинский (с 30 августа 2004)[14] 2004
«Карьера» Главные редакторы: Екатерина Данилова (1996—2001), Евгений Ю. Додолев (2003—2005), Александр Зотиков (с 2009) 1998,
Издательский дом Родионова
«Деньги» (Коммерсантъ) Шеф-редактора объединённой редакции: Владимир Яковлев, Андрей Васильев, Александр Перов 1989 (газета Коммерсантъ)
ИД Ъ
«Компания» Главные редакторы: Андрей Григорьев (1997—2005), Евгений Ю. Додолев (2005—2009), Александр Зотиков (с 2009) 1997,
Издательский дом Родионова
«Профиль» Главные редакторы: Дмитрий Симонов (1996—2002), Александр Перов (2002—2003), Владимир Змеющенко (2003—2005), Георгий Бовт (2005—2006), Михаил Леонтьев (2006—2009), Вениамин Гинодман (февраль-май 2009), Александр Зотиков (с мая 2009) 1996, Издательский дом Родионова
«Однако» Главный редактор: Михаил Леонтьев 2009,
Михаил Леонтьев и Первый канал
«Секрет фирмы» ИД Ъ
«Эксперт» Главный редактор: Валерий Фадеев (с 1995) 1995
ИД «Эксперт»

Российские деловые газеты

  • «Бизнес» (2005—2006) [15]
  • «Бизнес-адвокат» (2002—2006) [16]
  • «Ведомости»
  • «Коммерсантъ» (с 1989 года)
  • «РБК daily»
  • «Российская бизнес-газета» — ведомственное приложение «Российской газеты» [17]
  • «Сегодня» (1993—2001) [18]

См. также

Примечания

  1. Волна, 08/10/04 (38) | Дни деловой журналистики в Иркутске
  2. Социология журналистики
  3. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития
  4. ↑ Известия Уральского государственного университета № 60(2008) Проблемы образования, науки и культуры
  5. ↑ History of Business Journalism
  6. http://www.businessjournalism.org/pages/biz/2008/05/taking_on_the_trust/» in a review of the book 'Taking on the Trust' by Steve Weinberg
  7. Типологические особенности региональных деловых е-СМИ
  8. E-xecutive | Публикации | Аналитика | Первое убийство делового журналиста в России. Как писать о бизнесе, чтобы это было безопасным?
  9. Реальный Бизнес — Стратегия и тактика успеха
  10. Как убивают деловую журналистику
  11. Номера | MASSMEDIA. XXI век
  12. Как Яковлев создал «Коммерсантъ» и как жил после его продажи
  13. Гильдия издетелей периодической печати
  14. Максим Владимирович Кашулинский / Maksim Kashulinskiy
  15. ИД «Секрет фирмы» закрывает газету «Бизнес». Архивировано из первоисточника 10 апреля 2012. Проверено 13 августа 2010.
  16. Газета Бизнес-Адвокат. Содержание номеров. Статьи. Издательство Домашний адвокат
  17. Десять лет с курсом рубля. Российская газета (22 марта 2005). Проверено 13 августа 2010.
  18. Газета «Сегодня» закрыта. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2012. Проверено 13 августа 2010.

Ссылки

  • Тиньков о жанре
  •  (англ.) Сайт «Файнэншл Таймс»
  • Система деловых журналов в России: Особенности становления & функционирования

Деловая журналистика.